Контакты

80234641519
detsad4@roohoyniki.by

247618 улица Колесника 9в, г. Хойники, Гомельская область
Открыть контакты

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
:: ::

Скоро в школу!!!

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему по­могает накопленный опыт, который с воз­растом расширяется и обогащается.

    Адаптация в начальный период обучения– перестройка познавательной, мотивационной и эмоцио­нально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному учебному процессу. В эле­ментарных формах учебная деятельность осуществляется и ребёнком старшей возрастной группы, но для него она носит второстепенный характер, т.к. ведущей выступает игра (Таблица); мотивы учебной деятельности детей  также являются преимущественно игровыми. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с пе­дагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обуче­нию, которая должна быть сформирована у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посе­щавшие учреждение дошкольного образования, поскольку здесь элементы готовности к школьному обучению це­ленаправленно формируются педагогическим воздействием.     Дети, не посещающие  учреждения дошкольного образования, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности в начальный период обучения, могут быть причиной дезадаптации ре­бенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие лич­ностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышле­ния.

     Готовность ребенка в начальный период обучения определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отноше­ниях.

     Особо отмечается поня­тие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литера­туре и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а при­чины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих слу­чаях является причиной слабой успеваемости.

     Период адаптации в начальный период обучения является очень слож­ным. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, бегают в перерывах, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с педагогами: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они стано­вятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень ма­леньких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значитель­ным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть те, у кого этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни но­сят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения невроза.

     Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. образовательный процесс для них является стрессогенным фактором, уже дорога в учреждение образования для многих требует по­вышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некото­рые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются голов­ные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой на занятиях, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

     В характеристике процесса адаптации детей в начальный период обучения целесообразно выде­лить следующие формы:

  1. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от ак­ту­альности образовательного уровня ребенка, полученного в учреждении  дошкольного образования или в домаш­них условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной  деятель­ности, любознательности как основы познавательной активнос­ти; от сформированности твор­ческого воображения; коммуни­кативных способностей (умение общаться со взрос­лыми, сверстниками).
  2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хра­нения учебных принадлежностей, выполнение заданий по программе, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», пре­доставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в группе сверстников, общение с ними и со взрослыми, отношение к процессу обучения, к са­мому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отно­шение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семей­ного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
  3. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет за­висеть от возраста ребенка; от степени сформированно­сти морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуля­ции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье (Таблица).

Таблица. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Воображение, символическая функция

Рефлексия

6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности

Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра

Способность (умение) учиться

7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются:

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов(знаний, умений и навыков).

8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются:

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются:

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

10. Вклад возраста в учебную деятельность

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии

Умение учиться самостоятельно

Таким образом, создание благоприятных условий адаптации ребенка в начальный период обучения с учетом особен­ностей ее проявления является важнейшим фак­тором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизи­чес­кое состояние будущего ученика.

Сроки адаптации детей могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к условиям обучения отмечается в первом полугодии. Однако уста­новлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение пер­вого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных фак­торов уровень адаптации детей к новым усло­виям может быть разным: высоким, нормальным и низким.               

Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка (Схема).

В целях снятия напряжения в трудный адаптационный период первый школьный месяц в школах Беларуси посвящен изучению курса «Введение в школьную жизнь».

Схема. Взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.

Источники:

  1. З.Л. Шинтарь «Теоретические аспекты перехода от дошкольного к начальному образованию».
  2. Интернет-сайт «Ваш психолог»: http://www.vashpsixolog.ru/

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Скоро в школу!!!

Соседние подразделы:
Старша группа интегрированного обучения и воспитания
"Старшая"
"Средняя"
Скоро в детский сад!
Руководитель физического воспитания
Здоровый образ жизни
Общественный инспектор по охране прав детства
Специальное образование
1-ая младшая
Маршрут выходного дня
Музыкальный руководитель
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЛОРУССКОМУ ЯЗЫКУ
Прогулочная группа
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
105 ЛЕТ ОРГАНАМ ГОСУПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отдел образования Хойникского райисполкома
http://hoiniki.gov.by/ru/education/
-