Цели: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики; расширять словарный запас; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми. Дети закрашивают круги на листе бумаги. Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи? Дети отвечают. А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки. Дети и родители выполняют задание.
Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги. Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют. А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Мамы делают из салфеток маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.
Пальчиковая гимнастика
Будем мячики считать. Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мяч - он из резины. Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный! Будем мы его катать, Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ним мы играть.
Дети, посмотрите, что нам еще принесли. Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол. А теперь поиграем.
- Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
- Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
- Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
- Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
- Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните их.
А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (за спиной.) Приложите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об её стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются. Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем - большие.
Дидактическая игра «Поймай - скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова - что делает? Мычит. Кошка - ? Логопед.
Дидактическая игра «Какой мячик спрятался?»
Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия
Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.
Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок.
Сдуем мы его руками
И надуем снова сами.